Скачать электронную версию статьи (в свободном доступе).

English Abstract

ПОДГОТОВКА МЕДИЦИНСКИХ ФИЗИКОВ НА БАЗЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А.А. Кривушин, Т.Г. Авачева

Цель: Обобщить опыт профессиональной переподготовки медицинских физиков на базе медицинского образования, а также проанализировать возникающие при этом организационные и методические особенности в контексте развития кадрового потенциала медицинской радиологии.
Материал и методы: В исследовании представлена структура реализуемой в РязГМУ программы переподготовки по направлению "Медицинская физика", включающей девять модулей, охватывающих физические, технические и клинические аспекты. Особое внимание уделено заключительному этапу – стажировке на базе отделения радиотерапии. Применялись сравнительно-аналитический и нормативно-содержательный методы с опорой на данные профессионального взаимодействия с клиническими учреждениями и анализ зарубежных образовательных моделей.
Результаты: Анализ подтверждает возможность подготовки медицинских физиков в медицинском вузе при условии целевой интеграции технических дисциплин и обязательной практической стажировки. Выделены две образовательные траектории подготовки специалистов: техническая (традиционная) и медицинская (альтернативная), каждая из которых требует междисциплинарного усиления. Представлена схема маршрутизации подготовки и обозначены ключевые различия в профиле компетенций.
Заключение: Медицинское образование, дополненное профессиональной переподготовкой, может обеспечить эффективную подготовку медицинских физиков, способных к работе в клинических условиях. Практикоориентированный подход, основанный на взаимодействии с действующими специалистами, является критическим элементом становления профессиональной идентичности. Представленный опыт может служить основой для масштабирования подобной модели в системе высшего медицинского образования.

Ключевые слова: медицинский физик, профессиональная переподготовка, медицинское образование, медицинская радиология, образовательная траектория, клиническая стажировка, нормативное регулирование

Реферат

TRAINING OF MEDICAL PHYSICISTS BASED ON MEDICAL EDUCATION
A.A. Krivushin, T.G. Avacheva

Purpose: To summarize the experience of professional retraining of medical physicists based on medical education and to analyze the resulting organizational and methodological features in the context of developing human resources capacity in medical radiology.
Material and methods: The study presents the structure of a professional retraining program in "Medical Physics" implemented at Ryazan State Medical University. The program comprises nine modules covering physical, technical, and clinical components. Special emphasis is placed on the final stage of the program – clinical internship at a radiotherapy department. A comparative-analytical and regulatory-content analysis was conducted, supported by practical observations in cooperation with clinical institutions and a review of international training models.
Results: The analysis confirms the feasibility of training medical physicists within a medical university framework, provided that technical disciplines are purposefully integrated and supported by mandatory clinical internships. Two educational trajectories for medical physicist training are identified: the traditional (technical) and the alternative (medical), each requiring interdisciplinary enhancement. A schematic model of professional routing is proposed, with key differences in competence profiles outlined.
Conclusion: Medical education, supplemented by targeted professional retraining, can provide effective training for medical physicists capable of operating in clinical environments. A practice-oriented approach based on mentoring and interaction with experienced professionals is essential for the formation of professional identity. The experience presented may serve as a foundation for scaling this model within the system of higher medical education.

Key words: medical physicist, professional retraining, medical education, radiation medicine, educational trajectory, clinical internship, regulatory framework

DOI: 10.52775/1810-200X-2025-107-3-75-84