Скачать электронную версию статьи (в свободном доступе).
Цель: Проанализировать сложности, возникающие в процессе обучения студентов и аспирантов
работе с томограммами лабораторных животных, и предложить рекомендации для наиболее эффективного обучения студентов
и аспирантов различных специальностей данному навыку.
Материал и методы: Для анализа типичных ошибок и трудностей проведен опрос (интервью)
обучающихся, опрос (интервью) научных руководителей и/или консультантов, проведено наблюдение за студентами/аспирантами
во время работы с томограммами, проанализированы
тексты подготовленных учебных работ на предмет ошибок и неточностей. Для выявления особенностей деятельности сотрудников
с различным образованием и опытом работы при обработке и интерпретации томограмм были проведены опросы (интервью) и/или
наблюдение на рабочем месте.
Результаты: Характер выявленных сложностей при обучении студентов и аспирантов во многом
зависел от осваиваемой специальности. В частности, у физиков, химика и биотехника были
сложности с изучением анатомии лабораторного животного. У всех студентов, кроме физиков,
возникали проблемы при освоении компьютерных программ с англоязычным интерфейсом. У 1
физика и 1 биотехника выявилась гемофобия, что не встретилось среди биологов, медиков и ветеринарных врачей.
На втором этапе были изучены особенности работы с томограммами у 15 сотрудников с различным профилем образования и
опытом работы. Выявлены особенности, повышающие эффективность работы (преимущества) или снижающие ее (недостатки).
Заключение: На основании полученных данных предложены рекомендации по обучению студентов/аспирантов различных
специальностей навыкам работы с томограммами лабораторных
животных. Общим принципом является опора на то, что студенту знакомо и понятно. У физиков
и биотехников это физические процессы, происходящие при сканировании в определенной модальности.
У биологов и ветеринарных врачей – нормальная и патологическая анатомия животного, а у медиков – сравнение организма человека и животного.
Ключевые слова: ПЭТ, ОФЭКТ, КТ, МРТ, лабораторные животные, обработка изображений, образовательный процесс
Purpose: To analyze the difficulties in teaching students to process and interpret the tomography images of laboratory
animals, and to offer recommendations for the most effective teaching of this skill to
students of various specialties.
Material and methods: To analyze typical errors and difficulties, we interviewed the students and their
supervisors and/or advisors; observed students while working with tomography images; analyzed the
texts of students' theses and reports. To identify the habits of researchers with different education and
work experience in processing and interpreting the images, we conducted interviews and/or on-the-job
observation.
Results: The difficulties revealed in the study largely depended on the student's specialty. In particular,
physicists, a chemist and a biotechnician had difficulties with learning the anatomy of the laboratory
animal. All students except physicists had problems using computer programs with English-language
interface. A physicist and a biotechnician showed haemophobia, which is never found among biologists,
veterinarians and medical students. In the second phase, the features of image processing were
studied in 15 researchers with different education and work experience. We identified the features that
increase job performance (advantages) or decrease it (disadvantages).
Conclusion: We offer recommendations for teaching students of various specialties how to work with
tomography images of laboratory animals. The general principle is to rely on concepts that are familiar
to the student. For physicists and biotechnicians, these are the physical processes of scanning in a particular modality.
For biologists and veterinarians, it is the normal and pathological anatomy of the animal, and for medical students,
it is the comparison of the human and animal body.
Key words: PET, SPECT, CT, MRI, laboratory animals, image processing,educational process
DOI: 10.52775/1810-200X-2024-103-3-102-110